[vsesdal]
Тип работы: Реферат
Предмет: Информатика
Страниц: 12
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и основные концепции природы и сущности информации 4
2. Классификация, свойства и способы передачи информации 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Учебная работа № 430612. Тема: Основные концепции природы и сущности информации
Выдержка из похожей работы
Концепции природы и чувственности от сюнь-цзы до чжу си
…..ственное” как “сенсуальное”. В “Лунь юе” он
употреблен дважды (как и иероглиф “син2”) – в третьем значении:
“Когда
верхи любят благонадежность, среди народа нет осмеливающихся не проявлять
чувство привязанности (бу юн цин)” (XIII, 4); “Если [ты, Янфу] [2],
добьешься их [беспутных] привязанности (дэ ци цин) – печалься и переживай, а не
веселись” (XIX, 19).
1
У Чжу Си об этом сказано так: “Иероглиф “сердце” – это только
мать знаков (изыму). Поэтому иероглифы “природа” и
“чувственность” производны (иун) от “сердца””
(“Чжу-цзы юй лзй”, цз. 5).
2
Янфу – по-видимому, ученик ближайшего ученика Кофуция – Цзэн-цзы, которому
принадлежат эти слова.
В
“Мэн-цзы” иероглиф “цин” встречается четыре раза и во всех
случаях – в первом значении. Наиболее характерен следующий пример:
“Неравенство вещей – это их свойство (цин)” (III А, 4). Кроме того,
знак “цин” выступает здесь как синоним знака “син2” в его втором
значении: “Мэн-цзы сказал: “Что касается их (людей. – А.К.) природных
свойств (цин), то [таковые] можно считать добрыми”” (VI А, 6, см.
также VI А 8).
Сюнь-цзы
акцентировал второе значение иероглифа “цин” и взаимоопределил
понятия “цин” и “син2”. Он писал: “То, что таково от
рождения, называется природой… Обусловливаемые природой любовь и ненависть,
веселье и гнев, печаль и радость называются чувствами”
(“Сюнь-цзы”, гл. 22). Тождественный данному список эмоций содержится
в более раннем тексте – “Цзо чжуани”, но там они не обозначены
иероглифом “цин” (Чжао-гун, 25 г.). Согласно Сюнь-цзы, чувства
вторичны по отношению к врожденной человеческой природе и представляют собой
результат ее взаимодействия с внешним миром. Различие врожденных (сищ) и
благоприобретенных (цин) свойств он выразил в четкой формуле: “К
[индивидуальной] природе (син2) относится то, что я не способен (нэн) сотворить
(вэй), но могу (кэ1) преобразовать. К чувственности (цин) относится то, чем я
не обладаю [изначально], но то, что я могу (кэ1) сотворить. Приведением в
соответствие (цо) и привыканием к обычиям преобразуется [индивидуальная]
природа” (“Сюнь-цзы”, гл. 8). Кроме того, Сюнь-цзы разграничивал
чувства и страсти (юй): “[Индивидуальная] природа есть воплощение неба
(т.е. естественности. – А.К.), чувства суть основа [индивидуальной] природы, а
страсти суть реакции (мм) чувств” (“Сюнь-цзы”, гл. 22).
Трактовка
цин как вторичных, благоприобретаемых человеком свойств была философски
новаторской. Во входящей в “Ли цзи” главе 7/9 “Ли юнь”
(“Циркуляция благопристойности”), тексте, видимо, несколько более
раннем, чем “Сюнь-цзы”, перечисление ceми человеческих чувств (жэнъ
цин), ставшее затем стандартным и частично совпадающее с шестичленным набором
Сюнь-цзы, сопровождается замечанием, что они суть то, на что человек способен
(нэн) без научения. В то же время в “Юэ цзи”, тексте, также входящем
в “Ли цзи” (гл. 17/19) и, видимо, в той или иной степени связанном с
творчеством Сюнь-цзы, после перечисления шести эмоций (как состояний сердца)
следует заключение: “Эти шесть не природны (фэй син), являясь движениями,
возникающими в результате восприятия вещей”. Новаторство Сюнь…