[vsesdal]
Тип работы: Презентация
Предмет: Информационные технологии
Страниц: 25
Год написания: 2015
Учебная работа № 430921. Тема: Предметная область экспертных систем
Выдержка из похожей работы
Предметная область исследований культурной антропологии
…..
фелькеркунде – «наука
о народах», по-армянски это азгагрутюн (от
армян, азг – «род, народ», и грел – «писать»). Китайское минь-цзу-сюэ
(«народ-племя-наука») – т. е. «наука о видах народов», и японское
мин-дзоку-гаку («народ-обычаи-наука») – «наука об обычаях народов», что по
содержанию во многом соответствует немецкому фолъкскунде. Каждая из этих
дисциплин представляет особую исследовательскую модель, имеет свои ориентиры и
акценты.
Однако все они, по сути дела, имеют единое
исследовательское поле. Реальность, которую они описывают, объекты, а часто и
предметы исследования едины: прежде всего, это человек и его повседневная жизнь
в созданной им же среде. Но почему в столь единой в принципе науке возникло
такое множество обозначений?
Названия большинства наук в значительной степени
условны и не отражают непосредственно реального разграничения объектов их
исследования. Нельзя логически вывести из названий сущность различий между
астрологией и астрономией, биологией и зоологией, геологией и географией.
Антропология – наука об изменчивости человека во
времени и пространстве. Если физическая антропология занимается вопросами
изменчивости человеческого организма, то культурная антропология
сосредоточивает внимание на вариативности культур.
В определенной мере можно считать, что термины
«этнография», «этнология», «культурная/социальная антропология» синонимичны.
Институт этнографии Академии Наук СССР с 1992 г. именуется Институтом этнологии
и антропологии РАН. Вузовский учебник «Этнография» (1982) без принципиальных
изменений был положен в основу учебника «Этнология» (1994), написанного
практически тем же коллективом авторов.
Принято считать, что в западноевропейских языках
за термином «этнография» закреплен смысл преимущественно описательных полевых
фактологических исследований, фиксации повседневного поведения представителей
разных народов. Этнология же – наука аналитическая, изучающая на основе
этнографических, исторических и прочих данных поведение этносов как целостных
групп и их взаимоотношения.
Это несколько искусственное разделение не
отражает реальной картины исследований и ведется этнографами-практиками во всех
частях света. Почти всегда конкретные исследования сочетают накопление новых
фактических данных с попытками их обобщения, интерпретации, теоретического
осмысления. Во всяком случае, в традициях российской (как и советской)
этнографической школы подобное противопоставление не было существенным.
Работа этнографа, этнолога, антрополога может
быть полевой и кабинетной. Практически не бывает «чистых полевиков»: обработка
полевых дневников всегда так или иначе должна вестись в рабочем кабинете и без
сопоставления вновь полученных данных интервью и наблюдений с более ранними
записями и публикациями других ученых обычно не обойтись. Но также относительно
редко можно встретить и исключительно кабинетного этнолога, который никогда не
вел полевой работы и базируется исключительно на данных других исследователей.
Хотя, конечно, эти данные – все, что доступно ученому, если он снят описанием,
анализом, интерпретацией и реконструкцией ситуации семидесятилетней давности.
С другой стороны, любой этнограф-полевик,
составляя этнографическое описание, допустим, якутского села, не только
переводит записанные тексты с якутского на русский или на английский, но в
известной мере «переводит» и культурные феномены якутского села на «язык»
категорий современной западной городской культуры. Это необходимо сделать,
чтобы они стали понятными международной читательской аудитории. И даже в том
случае, когда этнограф – сам якут и пишет по-якутски для, скажем, якутского студенчества,
все сказанное остается в силе, ибо и эта аудитория в основном мыслит в
категориях…